IREX Совет по международным исследованиям и обменам
Про АЙРЕКС Программы Пресс-центр Выпускникам
 
 
 
«Полемика»
 
 
 
 
 
«Полемика», выпуск 12
Л. А. Королева. Власть и советское диссидентство. (Окончание)
А. С. Макарычев. Регионализм и территориальное устройство в пост-тоталитарных странах...
Ю. И. Лахмоткина. Антимонопольная политика в странах - членах СНГ.
Е. М. Левинтова. Российская интеллектуальная элита и ее дискурс (1992-2001 гг.)
В. А. Сергеев. Проблемы продвижения российской наукоемкой продукции на мировой рынок
Э. В. Карюхин, Е. С. Матюнин. Математическое моделирование геронтологических организаций...
Т. А. Фомина. Американизация России: миф или реальность?
Н. А. Сухомлинова. "Современные Приемы Менеджмента" — как это было
С. С. Макеев. Шесть шляп одного семинара
АЙРЕКС / Пресс-центр / Публикации / Электронный журнал «Полемика» / Выпуск 12 / Проблемы продвижения российской наукоемкой продукции на мировой рынок

Проблемы продвижения российской наукоемкой продукции на мировой рынок

В. А. Сергеев
Проректор Ульяновского
Государственного Технического Университета

Роль и место науки и техники в современном мире трудно переоценить. На Третьей Всемирной конференции ЮНЕСКО 'Наука для XXI века: новые обязательства' (Будапешт, 26 июня - 1 июля 1999 г.) подчеркивалось, что 'Правительства и частный сектор должны оказывать широкую поддержку созданию адекватного и доступного научного и технологического потенциала через соответствующие образовательные и исследовательские программы. Это неотъемлемая база экономической, социальной, культурной и экологически здоровой жизни.' [1].

На долю новых и усовершенствованных технологий в развитых странах приходится от 70 до 85 процентов прироста валового внутреннего продукта [2, 3]. Объем мирового рынка наукоемкой продукции оценивается сегодня 2 трлн. 300 млрд. долларов США, причем 39 процентов этого объема приходится на США, 30 - на Японию и 16 - на Германию. Доля России составляет в этом объеме лишь 0,3 процента [2]. При этом анализ показывает, что все мировое производство наукоемкой продукции обеспечивается пятидесятью макротехнологиями. Семь наиболее развитых стран, являясь владельцами 46 (из 50) макротехнологий, контролируют 80 процентов этого рынка. Известно [3], что США ежегодно получают от экспорта наукоемкой продукции около 700 млрд. долларов, Германия 530, Япония - 400. За последние 10-15 лет в развитых странах Запада практически совершилась так называемая четвертая технологическая революция, обусловленная интеллектуализацией производства, и началось формирование нового типа постиндустриального общества.

Перед Россией в этой ситуации стоит стратегическая задача - пройти этап интеллектуализации производства и создания основ постиндустриального общества за более короткий срок, чтобы к 2010 году войти на условиях равноправного партнера в мировое сообщество. Для этого необходимо определить приоритеты (определить 7-8 макротехнологий), по которым Россия может занять ведущие позиции на мировом рынке наукоемкой продукции.

Прогноз на 2015 год показывает, что мировой рынок наукоемкой продукции составит около 6 трлн. долларов США в год, причем треть этого объема (~ 2 трлн. долларов) придется на информационные и телекоммуникационные услуги. Россия, по оценкам ученых, должна иметь на этом рынке сегмент размером 8-12 процентов или 400-600 млрд. долларов США в год.

Как отмечается в выступлении М.П. Кирпичникова (тогдашнего министра науки и технологий РФ) на XXXП заседании межрегиональной ассоциации 'Сибирское соглашение' [4] ':Россия обладает всеми необходимыми ресурсами для самостоятельного и эффективного развития. Но очевиден и тот факт, что мы пока так плохо используем свои ресурсы, особенно научно-технический потенциал. Я убежден:, что для решения задач, стоящих перед страной, у нас есть лишь один путь - это переход к инновационному типу экономики. /:/ Сегодня страны, идущие по инновационному пути развития, расходуют на нужды науки не менее 1,5% ВВП; у нас этот показатель ниже более, чем в два раза. Важно, что, несмотря на все трудности, наука остается важнейшим ресурсом для инновационного развития страны. /:/ Имея огромное богатство, мы его практически не используем. Что же надо сделать, чтобы изменить ситуацию? Невостребованность науки, отсутствие платежного спроса реального сектора экономики остаются наиболее острой проблемой. Именно здесь сегодня находится самое слабое звено в инновационной цепи. Это связано в первую очередь с отсутствием целенаправленных управленческих решений, способствующих привлечению инвестиционных ресурсов в реальный сектор экономики'.

Рассматривая стоящие перед страной стратегические задачи промышленного и научно-технического развития в условиях ускорения процессов глобализации в мировом технологическом бизнесе, следует помнить, что научно-технический и интеллектуальный потенциал России территориально и ведомственно распределен. При этом территориальное распределение научно-технических и интеллектуальных ресурсов во многом сохраняет структуру, сложившуюся еще в СССР с учетом интеграционных и кооперационных связей, установленных в плановом порядке, зачастую не по экономическим, а по политическим или идеологическим соображениям. Межрегиональное и межотраслевое распределение научно-технических и интеллектуальных ресурсов в стране таких масштабов как Россия, а также формы и уровень кооперативных связей в научно-технической сфере со странами СНГ приобретают решающее значение при выработке государственной научно-технической и промышленной политики.

Особое значение приобретает развитие международного научного сотрудничества. Усилия в этом направлении должны быть направлены в первую очередь на укрепление позиций российской наукоемкой продукции на международном рынке, на эффективную защиту российской интеллектуальной собственности, на сокращение утечки мозгов за рубеж и на увеличение инвестиций в российскую науку.

Одной из форм такого сотрудничества, получившей весьма интенсивное развитие в последние 10 лет, является участие российских вузов, научных организаций и отдельных ученых в выполнении научных проектов и работ, финансируемых различными международными фондами, Программами и организациями. При этом права на результаты этих работ, на научную продукцию, как правило, принадлежат финансирующей организации. Еще большего размаха получила работа российских ученых по контрактам в зарубежных фирмах и организациях. Права на результаты их труда очевидно принадлежат работодателю. Такие формы международного научного сотрудничества обуславливают скрытый, но широкомасштабный экспорт наукоемкой продукции и технологии.

Государственные интересы и права собственника научной продукции могут быть защищены только при реализации научных результатов и наукоемкой высокотехнологичной продукции либо по Межгосударственным соглашениям и договорам, либо по прямым двусторонним договорам между зарубежным и российским юридическими лицами, заключенным с соблюдением всех норм международного права в этой сфере. Однако объем этих работ и легального экспорта наукоемкой продукции составляет, по нашим оценкам, единицы процентов от объема скрытого экспорта.

Объясняется такое положение несовершенством Российского законодательства, в первую очередь, в сфере оценки и защиты интеллектуальной собственности.

Многие ученые и специалисты считают, что патентование объектов интеллектуальной собственности в России без патентования за рубежом автоматически приводит к утрате конкурентного преимущества. С другой стороны, патентование объектов ИС за рубежом в настоящее время составляет несколько десятков тысяч долларов и является непосильным грузом даже для большинства стабильно работающих крупных предприятий, не говоря уже о предприятиях малого и среднего бизнеса.

Продажа научной продукции в форме ноу-хау - весьма долгосрочный и трудоемкий процесс, весьма слабо регулируемый действующим законодательством. Опционные договоры практически не защищают от недобросовестной конкуренции и утечки информации.

Заинтересованность зарубежного рынка в легальном притоке новых технологий проявляется в установлении некоторых льгот по оплате пошлин при зарубежном патентовании разработок из стран с "реформируемой экономикой" [5]. Для дальнейшего стимулирования этого процесса можно предложить создание специального фонда и выделение грантов (на конкурсной основе) физическим и юридическим лицам стран СНГ для зарубежного патентования их разработок.

Евразийская патентная конвенция явилась серьезным позитивным шагом по защите государственных интересов стран СНГ в технологической сфере и по расширению обмена технологиями а рамках СНГ [5]. Однако эффективность действия этой конвенции требует дополнительного изучения.

Одним из эффективных инструментов привлечения инвестиций в регион является выставочно-ярмарочная деятельность предприятий и организаций, в том числе и за рубежом. В ряде регионов России (Самарская обл., Томская обл., Новгородская обл., Красноярский край и др.) этому направлению инвестиционной активности уделяется значительное внимание со стороны администраций регионов: организуются постоянные выставки, создаются выставочные комплексы, поощряется и спонсируется участие предприятий и организаций в зарубежных выставках.

На протяжении более 5-ти лет наукоемкая продукция малых и средних предприятий силами 'Ульяновского технопарка', созданного на базе Ульяновского государственного технического университета, предоставлялась на престижных международных выставках:

  • Выставка-ярмарка 'Экология-95' (Германия, Лейпциг);
  • Выставка-ярмарка 'Инновация-96' (Германия, Лейпциг);
  • Выставка-ярмарка 'Инновация-97' (Германия, Ганновер);
  • Выставка-ярмарка 'Технология-98' (Великобритания, Бирмингем);
  • Выставка-ярмарка 'MESSE-98' (Германия, Ганновер);
  • Выставка-ярмарка 'Сотрудничество высшей школы России и Германии' (Германия, Берлин, 1999 г.);
  • Выставка-ярмарка 'Эврика-2000' (Бельгия, Брюссель).

Только за последние два года на выставках "Эврика-2000" и "Эврика-2001" разработки Ульяновских изобретателей получили 3 золотых, 3 серебряных и 1 бронзовую медали, а кроме того - специальные призы спонсоров и устроителей выставки.

Вместе с тем, эффективность участия Ульяновских вузов и предприятий в международных выставках невысока. Нет реального притока инвестиций. Многочисленные контакты и переговоры не заканчиваются подписанием договоров. Это обусловлено слабой маркетинговой проработкой потребностей (запросов) зарубежного рынка и ограниченным ассортиментом продукции, предоставленной на выставках.

Для превращения международной выставочной деятельности в реальный инструмент привлечения инвестиций необходимо, на наш взгляд, организовать целевую подготовку специалистов по международному маркетингу наукоемкой продукции в рамках, например, Президентской программы подготовки управленческих кадров или в системе профессиональной переподготовки; проработать и заключить агентские договора с зарубежными фирмами-посредниками по продвижению российских (в частности, ульяновских) товаров на зарубежный рынок.

Формы коммерческой реализации наукоемкой продукции могут быть различными: продажа лицензий, продажа ноу-хау, создание совместных предприятий, франчайзинг, поставка комплектующих изделий, продажа готовой продукции и т.д. Продажа лицензий как известно требует значительных предварительных затрат на патентование разработки в ведущих зарубежных странах. Это вложения с большой степенью риска. Другие формы коммерческих отношений также требуют предварительных вложений, величина и степень риска которых могут быть и меньше, чем в первом случае, но также представляют серьезную проблему для российских малых и средних предприятий. Вместе с тем, на наш взгляд, при наличии серьезной заинтересованности зарубежных партнеров (подтвержденной договорами или даже протоколами о намерениях), инвестиции в производство и предпродажную подготовку наукоемкой продукции сегодня можно найти и в России.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Декларация о науке и использовании научного знания (принята Всемирной конференцией ЮНЕСКО 'Наука для XXI века: новые обязательства', Будапешт, 26 июня - 1 июля 1999 г.) // Регионология. 1999. N 4 - 2000. N 1. С. 215-226.
  2. Вольский А.А. Десятилетие, возродившее век // Промышленник России. Сентябрь 2000. С. 2-5.
  3. Вольский А.А Научно-техническая политики России в преддверии XXI века // Промышленник России. Юбилейный выпуск. 2000. С. 9-10.
  4. Кирпичников М.П. Государственная научно-техническая политика и переход к инновационномуц развитию экономики (Доклад на XXXП заседании ассоциации 'Сибирское соглашение', август 1999, Томск) // Регионология. 1999. N3. С. 137-140.
  5. Буряк Е.М. Зарубежное патентование как элемент маркетинга научно-технических разработок // Технологическая фирма: Менеджмент и маркетинг. Сборник статей. М.: "Зело", 1997. С. 323-350.
 
К началу страницыНа первую страницуКарта сайтаКонтакт
109028 Москва
Российская Федерация
Хохловский переулок, д. 13, стр. 1, 1 этаж
тел.  +7 (495) 956-09-78
факс +7 (495) 956-09-77
email: irexmos@irex.ru
  © Copyright 2005 IREX/Russia
Hosted at freenet.ru®
Powered by oocms