На перекрестке миров: мексикано-американский феномен в литературе США
Рецензия: Т. Воронченко. На перекрестке миров: мексикано-американский феномен в литературе США. Чита: Издательство Забайкальского государственного педагогического университета, 1998.- 204 с.
Елена Наказная Преподаватель английского языка Забайкальского государственного педагогического университета (Чита). Специалист по американской литературе. В рамках программы RSEP, 1998 осуществляла исследования в Centro de Estudios Puertorriquenos, Hunter College, The City Univ. of New York
Издательство Забайкальского государственного педагогического университета (Чита, Россия) выпустилo в свет монографию Татьяны Воронченко 'На перекрестке миров: мексикано-американский феномен в литературе США'. Исследованию не случайно предпосланы слова мексиканского историка Хосе Луиса Гонсалеса: 'Страницы этой книги несут голос целого народа'. Впервые в России автор представляет обстоятельный анализ проблем становления и развития мексикано-американской литературы ('чикано') в США как сложного явления идейно-эстетического порядка. Учет современной концепции мультикультурализма позволяет Т.Воронченко значительно расширить традиционное видение историко-литературного процесса в Соединенных Штатах Америки.
Опираясь на материалы американского и отечественного литературоведения, автор книги разрабатывает собственные подходы к рассматриваемому явлению. В центре внимания исследователя оказываются различные аспекты, составляющие этот феномен: исторические, культурологические, философско-политические и собственно литературные.
Т.Воронченко фиксирует первые проявления творчества мексикано-американцев и рассматривает эволюцию образа мексикано-американца, обращаясь к его фольклорному и литературному воплощениям, ставшим серьезным противовесом традиционным стереотипам. В героическом типе корридос, наиболее важной части фольклора Юго-Запада США, выявляется емкий собирательный образ борца за свои права и права представителей своей общности. Литературный образ мексикано-американца прослеживается со второй половины XIX века. Автор рассматривает целый слой произведений известных американских писателей (Ф. Брет-Гарта, Х. Гарленда, Д. Лондона, Д.Стейнбека и др.) и приходит к выводу о том, что литература первой половины XX века закрепляет тип стойкого мексикано-американца, практически не поддающегося ассимиляции.
Обращаясь непосредственно к вопросу о становлении литературы чикано, Т.Воронченко справедливо указывает, что она начинается как литература социального протеста. Особую роль в движении жанров этой литературы автор отводит ранней драматургии чикано, пьесам 'актос' самобытного театра Кампесино. Глубокое погружение в материал определяет подход автора к рассмотрению вопроса о движении романного жанра в литературе мексикано-американцев. Тщательному анализу подвергаются три романа, определивших лицо ранней прозы чикано: 'Почо' Х.А. Вильяреаля, 'Чикано' Р. Васкеса и 'Сборщики слив" Р. Баррио.
Значительная часть монографии посвящена исследованию 'ренессанса чикано', процессу движения философской и художественной мысли мексикано-американцев в США в 70-е годы XX века. Автор определяет общие тенденции этого литературного периода: достижение гармонии между социально-значимой проблематикой и совершенством художественной формы, продолжающиеся поиски этических и эстетических ценностей, составляющих основу этнической самобытности.
Наиболее ярким проявлением литературного возрождения чикано Т.Воронченко считает индеанизм. Образно-символический уровень произведений чикано, уходящий своими корнями к мировосприятию ацтеков и майя, рассматривается в работе на богатом иллюстративном материале. Вместе с тем, как отмечает автор, мифологическое восприятие у писателей чиканос взаимодействует с современным социально-критическим сознанием.
Продуктивность избранного автором подхода проявляется в последовательном выявлении стройной системы сквозных тем и образов, сложившихся в литературе чикано.
Поэтическое воплощение ведущей темы 'космической расы' рассматривается на примере творчества Р. Санчеса, Алуристы и К. Мортона.
Исследователь излагает философский аспект проблемы движения цивилизаций в поэзии Р. Гонсалеса, Aлуристы и в пьесах Л. Вальдеса, герои которых ощущают себя 'на перекрестке двух миров' - западной и восточной цивилизаций.
С поиском 'корней' и одновременно попыткой создания прообраза будущего связано бурное развитие темы Ацтлана в литературе чикано. Ацтлан - условно очерченная территория доколумбовой Америки, где селились, согласно легендам и мифам, предки мексикано-американцев - стал мифическим воплощением прародины, символом духовного возрождения чиканос. Удачной находкой Т.Воронченко явилось комплексное рассмотрение феномена Ацтлана как исторической, географической и духовной реальности в романах Р.Анайи 'Сердце Ацтлана' и М.Мендоса 'Странники Ацтлана', а также в поэтическом сборнике Алуристы 'Песни цветов Ацтлана'.
В книге развивается идея взаимопроникновения христианских и индейских верований и культур на уровне литературы, всесторонне рассматривается образ Богоматери Гваделупской в романе Р. Анайи 'Благослови меня, Ультима' и в творчестве Д. Чавес, выявляется роль образа Солнца - главной звезды ацтекской космогонии - в произведениях Р. Анайи, Алуристы и Л. Вальдеса.
Несомненной заслугой автора монографии стало привлечение внимания к творчеству писательниц чикано, которые создают единую картину жизни мексикано-американской женщины ('чиканы'). Социо-культурные и психологические аспекты женского существования анализируются в прозе Э.Портильо, Э.П. Трамблей, Д.Чавес, в поэзии М.Л. Эспиносы, С. Гонсалес и К.Кастро.
Пристальное внимание уделяет Т.Воронченко и произведениям, посвященным чиканос, но написанным авторами, не являющимися мексикано-американцами по происхождению (явление, получившее название литературы чиканеска).
Важный вывод исследователя состоит в том, что литература чикано, рожденная на перекрестке культурных традиций - мексиканской и англо-американской - имеет свою траекторию движения и обнаруживает перспективу обретения своего места в мировом литературном процессе. Особенно ценным является то, что используемые Т.Воронченко подходы могут быть применены к анализу поэтики других этнических авторов.
Первое издание монографии, опубликованное в 1992 году, получило положительные отклики российских и зарубежных специалистов.
При подготовке второго издания автором были внесены в книгу поправки и дополнения с учетом новых материалов и исследований, замечаний американских и отечественных литературоведов и критиков, а также включены - в собственном переводе - интервью и очерки известного мексикано-американского писателя Р.Анайи.
Книга снабжена кратким изложением содержания на английском языке и обширной библиографией.
В 1999 году прошли презентации книги в университетах Калифорнии (Сан Диего, Санта Барабара) и в университете Нью Мексико (Альбукерке).
Монография Т.Воронченко - это и прекрасное пособие по курсу современной американской литературы для высших учебных заведений.
Ясность концепции автора, новые, адекватные современным реалиям подходы к исследуемым проблемам, четкость формулировок и выводов, привлечение интереснейшего художественного материала в собственном переводе делают книгу полезной не только специалистам-филологам, но и широкому кругу читателей, интересующихся проблемами американского общества. |