Logo
Интернет-журнал программ обмена для ученых-исследователей и актуальные вопросы современности KOI
WIN
DOS



Коростелина Карина Валентиновна

Анализ социально -психологических особенностей межэтнического взаимодействия в Крыму.




При разработке проекта я старалась продумать и составить банк методов и методик, необходимых для исследования особенностей межэтнического взаимодействия. Но в процессе работы над проектом я находила новые методы, модифицировала уже известные, поэтому сфера исследуемых межэтнических феноменов довольно расширилась по сравнению с планируемой. Вообще, исследование меня чрезвычайно увлекло, результаты оказались очень интересными. Проводимой мною работой заинтересовались студенты отделения психологии Симферопольского университета. Они выразили желание участвовать в процессах получения и интерпретации данных, поэтому была создана мастерская прикладной социальной психологии, где под моим руководством сейчас работает около 10 студентов. Широко результаты 1 части исследования представлены в методической разработке "Психодиагностика межэтнических отношений в Крыму" (прилагается к отчету). В связи с ограничением места, здесь будут представлены лишь некоторые выводы, полученные в ходе исследования.

1. Анализ рассказов крымских татар и славян о случаях взаимодействия с представителями другого этноса позволил выявить когнитивные модели межэтнического взаимодействия, оказывающих влияние на оценку и отношение к другому этносу. При сравнении рассказов можно сделать следующие выводы:

  1. Рассказы крымских татар более однотипны и касаются практически только ситуаций взаимодействия с незнакомыми людьми в общественных местах. Рассказы славян более разнообразны и связанны с ситуациями повседневного общения с соседями, в быту и на работе.
  2. Все рассказы крымских татар носят негативный характер, когда как в 30% рассказов славян татары оцениваются положительно.
  3. Крымские татары болезненно оценивают ситуации оскорбления в общественных местах и спокойно относятся к бытовым неурядицам (они практически не встречаются в рассказах). Славяне остро реагируют на негативные акта взаимодействия в бытовых условиях.
  4. Рассказы крымских татар касаются только случаев личного взаимодействия; в рассказах славян в качестве действующего лица в 25% случаев выступает родственник или знакомый.
  5. В рассказах крымских татар практически не встречается обобщений (несколько случаев носит эмоциональный характер: "я всегда злюсь:", "меня злит, когда:"). В рассказах славян обобщения встречаются довольно часто: в 45 % случаев встречаются высказывания типа: "все татары:", "я теперь всех татар:" и т. д.
  6. В рассказах крымских татар в основном используются социальные действия, связанные с отрицательными эмоциональными состояниями: отклонение, напряженность, антагонизм. В отличие от славян, крымские татары не называли положительных эмоционально - окрашенных действий. Причем, крымские татары описывают себя более негативно настроенными, чем их видят славяне. Поведение славян оценивается крымскими татарами как более агрессивное и антагонистическое, по сравнению с самооценкой славян. Вообще, ситуация взаимоотношений оценивается крымскими татарами как более наряженная, а славяне - как носители негативных мнений и информации. Отношение славян к крымским татарам более разнообразно, они проявляют и ожидают от татар не только отрицательные, но и положительные действия. В ситуациях, описываемых славянами, крымские татары нередко выступают как инициаторы взаимодействия, обращающиеся с просьбами, предложениями и т.д., однако эти действия, по мнению славян, носят негативный характер. Крымские татары ни в одном из
  7. Славяне, в отличие от крымских татар, в своих рассказах и в рассказах представителей другой стороны выступают как очень эмоциональные, проявляющие разнообразные эмоции. Но крымские татары приписывают славянам только негативные эмоции, с преобладанием гнева и отвращения. Славяне описывают свои эмоции как более разнообразные, они испытывают по отношению к крымским татарам интерес, радость, приятное удивление. Крымские татары чаще всего отмечают такое свое эмоциональное состояние как гнев. Славяне в своих рассказах практически не уделяют внимания эмоциям крымских татар, однако, как и сами татары, среди эмоций наиболее выделяют гнев. Отсутствие интереса к эмоциональным состояниям другой стороны часто является причиной затяжной напряженности.
  8. В общем крымские татары воспринимают себя и славян как абсолютно чужие, различающиеся группы с минимальным взаимодействием. Славяне относятся к крымским татарам, как к соседям по социуму, причем это отношение является полимодальным с некоторым оттенком негативизма.

2. Анализ стеретипов.

Автостереопипы (представления о своем этносе) у крымских татар развиты гораздо меньше, чем у славян. По сравнению с со славянами, крымские татары в своих представлениях отделяют себя от большинства представителей своего этноса и оценивают их поведение как далекое от идеала.

Славяне в целом оценивают свой народ как общительный, открытый и интеллектуальный (основные стереотипы: остроумный ,общительный, прямолинейный, тактичный, экономный, непринужденный, находчивый, смелый ,любознательный) При этом славяне считают, что в общении они проявляют больше такта и эмоциональности, чем другие славяне, но несколько недооценивают такие свои характеристики как остроумие, смелость и находчивость. По сравнению с идеалом, по мнению славян, типичному представителю их нации недостает развитости качеств, связанных с межличностным общением, и любознательности.

Крымские татары оценивают свой народ, в первую очередь, как обладающий чувством собственного достоинства и проявляющий связанные с этим качества (прямолинейность, пунктуальность, непринужденность). В связи с эти они осуждают многие особенности поведения представителей своего этноса, оправдывая при этом свое аналогичное поведение. Свое поведение крымские татары интерпретируют как осторожное (а не трусливое как в автостереотипе), беззаботное (а не легкомысленное), веселое (а не шумное), покладистое (а не бесхарактерное). Они видят себя более любезными, остроумными, сдержанными, тактичными, и общительными, чем большинство крымских татар.

В целом, автостереотипы являются достаточно адекватными. У славян совпадения автостереотипа и представления о них крымских татар проявляются по 4 качествам: остроумие, тактичность, любознательность и смелость. Совпадений по отрицательным стереотипам нет. У крымских татар есть совпадение только по одному положительному качеству - обладает чувством собственного достоинства, но это качество является стержневым. Есть совпадение и по отрицательному качеству- шумливость. Поэтому, несмотря на наличие негативных тенденций в межэтнических отношениях, существует довольно большая степень взаимопонимания между славянами и крымскими татарами.

Автостереотипы двух этносов совпадают только по двум положительным оценкам: непринужденности и прямолинейности. И хотя объективная и субъективная психологическая дистанция оказываются довольно высокой, существуют пути к взаимопониманию через искреннее, непринужденное общение. По сравнению с гетеростереотипами (представлениями о другом этносе) славян, гетеростереотипы крымских татар носят боле негативную окраску. Славяне имеют следующие стереотипы по поводу крымских татар: осторожность, чувство собственного достоинства , экономность, лицемерие, хитрость, льстивость ,нервные реакции, грубость. По сравнению с идеалом, типичные представители крымских татар оцениваются не высоко, однако связьявляется положительной (0, 08). По мнению славян, крымским татарам не хватает тактичности, любезности, сдержанности, чувствительности, прямолинейности, остроумия и любознательности.

У крымских татар стереотипы по отношению к славянам так же развиты меньше, чем автостереотипы, и носят отрицательную окраску. Положительные гетеростереотипы слабо выражены и связаны с такими качествами как осторожность, остроумие, тактичность, любознательность и смелость. Среди отрицательных гетеростереотипов ведущее место занимает стереотип "относится к окружающим с пренебрежением" , а так же стереотипы "льстивость, шумливость, грубость и жадность".

У представителей обоих этносов качества, наиболее важные в оценке своей национальности, играют ведущую роль и в оценивании другой, приобретая при этом негативную окраску. Эта тенденция ярче выражена у крымских татар: стержневой автостереотип "чувство собственного достоинства" используется для оценки славян, превышая по своему негативному значению остальные отрицательные гетеростереотипы в 4 раза.

В качестве негативных гетеростереотипов представители обоих этносов используют льстивость, шумливость и грубость. Межэтнические отношения воспринимаются как неискренние, негативные, с отсутствием взаимоуважения. Кроме этого, славяне считают крымских татар хитрыми и лицемерными, а крымские татары славян - пренебрежительными и жадными. Эти гетеростереотипы также являются свидетельством недоверия в межэтнических контактах.

Итак, в процессах стереотипизации отражены основные тенденции межэтнических отношений между славянами и крымскими татарами в Крыму. Они носят несколько негативный характер и связаны с отрицанием у другого этноса наиболее высоко оцениваемых характеристик своего этноса. Межэтническим отношениям недостает искренности и взаимоуважения. Однако исследование показало и пути улучшения взаимоотношений. Так, крымские татары адекватно оценивают такие качества славян как остроумие, тактичность, любознательность и смелость, а славяне признают высокую развитость у крымских татар чувства собственного достоинства. Кроме этого, представители обоих этносов оценивают свой народ как характеризующийся непринужденностью и прямолинейностью. Эти положительные стереотипы могут помочь в становлении лучшего взаимопонимания, искреннего общения между народами Крыма.

3.Анализ мотивационно -потребностной сферы.

  1. Анализ ценностей. Оба этноса одинаково ориентированны на базовые общечеловеческие ценности: здоровье и семью и недооценивают ценности связанные с активной деятельной жизнью, творчеством, эффективностью в делах. При несколько более высокой ориентации на активность у крымских татар еще не сложился ценностный комплекс, ответственный за протекание деятельности. Крымские татары более ориентированны на благосостояние, развлечения, высокие запросы, они менее толерантны и терпимы. Наиболее важные ценности (воспитанность у крымских татар и честность и ответственность у славян) используются для негативной оценки других этносов.
  2. Анализ эмоций. Наиболее развитыми у обоих этносов оказываются коммуникативные (связанные с общением) эмоции, а наименее - пугнические (связанные с борьбой и преодолением трудностей) и акизитивные (связанные с накопительством). Однако стремление к коммуникации связано у крымских татар с ориентированностью на глорические(связанные с чувством гордости, желанием признания) эмоции. Общение с представителями крымско -татарского народа будут плодотворным, если учитываются чувства гордости, желание уважения и признания. Недооценка таких эмоциональных потребностей может привести к конфликтам. У славян хорошо развиты альтруистические эмоции; проявление их в межнациональном общении может стать залогом мира между этносами.
  3. Анализ потребностей показывает, что существуют существенные различия в оценке этносами условий жизни. Крымские татары оценивают как наименее удовлетворительные жилищные условия и социальную защищенность, славяне - медицинское обслуживание и уровень доходов. Оба этноса наиболее удовлетворены возможностью получения информации и свободой вероисповедания и политической активности. Славяне так же оценивают как хорошие возможности использования денег и бытовые условия в районе проживания.
    Итак, неудовлетворенность связана в основном с экономическими и социальными условиями, причем для крымских татар это жилищные условия и социальная защищенность, а для славян -медицинское обслуживание и доход. Проблемы со свободой вероисповедания, которые поднимаются в ходе выступлений, являются скоре всего надуманными и привнесенными. В целом, крымские татары более терпимо относятся к житейским проблемам и чаще, чем славяне, находят поддержку и утешение среди близких.
  4. Результаты сравнительного анализа установок. В целом у славян преобладают позитивные или толерантные установки. Многие считают крымских татар такими же, как славяне, считают, что их нужно уважать. Многие славяне отмечали, что крымские татары тоже стремятся к миру и добрососедству. Однако больше трети установок являются негативными. Отмечается агрессивность татар, грубость, плохое отношение к русским. Ожидания славян по поводу отношения к ним татар в основном являются негативными: русские считают, что крымские татары относятся к ним как к захватчикам, недалеким, виновным в депортации, врагами. В психологии известно, что негативные ожидания провоцируют негативное поведение, что только и подтверждает ожидания. Славяне считают, что крымские татары разжигают национальную войну, ведут себя некультурно. Славян раздражает, что крымские татары считают Крым своей Родиной.
    Отношение к семьям и женщинам практически не носит оценочного характера: в основном отмечается трудолюбие и красота крымских татарок и многочисленность и прочность их семей. Установки крымских татар являются толерантными: они считают большинство славян нормальными людьми, готовы с ними сотрудничать. Среди положительных качеств славян крымские татары отмечают культурный уровень, интеллигентность, доброту и свободомыслие и ожидают от них большего дружелюбия и этнической терпимости, уважения к другим народам.
    Крымские татары приписывают славянам множество негативных качеств: они считают славян кичливыми, некультурными, недружными, негостеприимными, не имеющими семейных традиций, пьющими и легкомысленными. Больше всего крымским татарам не нравятся проявления национализма, когда славяне плохо относятся к другим народам, и в частности к крымским татарам, говорят о своем превосходстве, считают себя умнее и не хотят учить крымско-татарский язык.
    Крымские татары думают, что русские считают их неграмотными, некультурными, однако встречаются и положительные ожидания (воспитанные, гостеприимные и т. д.) В качестве положительных ожиданий выступают наиболее значимые факторы самооценки.
    Славяне с большим уважением относятся к крымским татарам, их семьям и женщинам, отмечая сплоченность, трудолюбие и любовь к своей нации. У крымских татар негативные установки более выражены и проявляются в заниженной оценке славян. В представлениях об отношениях другого этноса отражены в основном негативные тенденции
    Представители обоих этносов осуждают националистическое поведение. Крымским татарам в поведении славян больше всего не нравится то, что они считают себя умнее и грубы, а славянам - некультурность крымских татар и то, что они считают Крым только своей Родиной. Славяне оценивают отношение к себе крымских татар более негативным, в то время как крымские татары ожидают от славян и положительных оценок. У крымских татар установки по отношению к славянам являются менее сформированными и более индивидуальными. У славян же установки более обобщенные.
  5. Результаты анализа взаимосвязей мотивационно-потребностной сферы. Крымские татары ориентированы на взаимозависимость внутри своего, круга, отношения в семье и с друзьями. Они находятся в состоянии дефицита удовлетворенности потребностей в связи с тем, что ставят в зависимость удовлетворения одних потребностей от других. Удовлетворенность от общения с природой и искусством, от возможностей проведения досуга, от испытываемого чувства гордости и уважения другими, общественного признания полностью зависит от удовлетворенности социальной и правовой защищенностью, положением в обществе и жилищными условиями. Только тогда, когда жизнь в целом будет оценена как лучшая, представители крымско- татарского народа смогут получать удовольствие от ее разных сторон. Поэтому крымские татары находятся постоянно в неудовлетворенном состоянии (что часто удивляет славян), и настроены на борьбу за удовлетворение своих потребностей. Базовыми потребностями являются удовлетворенность жилищными условиями, удовлетворенность положением в обществе и удовлетворенность социальной и правовой защищенностью. Если эти потребности не удовлетворяются, все другие стороны жизни так же рассматриваются как не совсем удовлетворительные.
    Славяне рассматривают воспитанность (главную ценность крымских татар) как противоположность познанию, творчеству и широте взглядов, крымские татары рассматривают честность (главную ценность славян) как противоположность рационализму и познавательным эмоциям. Представители обоих этносов видят помеху познанию в ценности другого этноса: славяне в воспитанности как косности, крымские татары в честности как нерациональности.
    Представители обоих этносов считают, что образованность мешает получать удовлетворение от общения с друзьями, и что счастливая семейная жизнь и удовлетворенность отношениями в семье пострадают в случае ориентации на познание, творчество. Но при этом "семейная" ориентация рассматривается славянами как отсутствие широких взглядов, а крымские татары семейные отношения, общение с родными и друзьями расценивают как основные ценности.
    У славян низко выражена потребность в этнической принадлежности. Они не склонны следовать правилам, нормам и целям своей этнической группы. У крымских татар потребность в этнической принадлежности в два раза выше, чем у славян.
    У представителей обоих этносов основные потребности в идентичности связаны с базовыми группами: семьей, профессиональной общностью, полом. Однако потребность чувствовать себя человеком у крымских татар в полтора раза выше, чем у славян Возможно, повышение значимости такой ценности как человек подразумевает характеристику "я тоже человек" и желание реализовать свои неотъемлемые человеческие права, которые считаются ущемленными. Крымские татары меньше, чем славяне выражают потребность в половой или половой идентичности, в то время как семейная идентичность как ценность у них выражена значительно выше, чем у славян. Это подтверждает большую ориентированности крымских татар на семейные ценности. Славяне же больше ориентированны на нахождение баланса между семейными и индивидуальными ценностями. Действительно, для славян основной объективной категорией самооценки является профессия, а для крымских татар - семья.
  6. Анализ этнической идентичности. Потребность в этнической идентичности занимает ведущее место среди этнополитических категорий для обоих этносов. Потребность в религиозной идентичности в данном исследовании оказалось слабо развитой у татар и не проявилась у славян. Практически не использовалась категория гражданств. Половина представителей славянского и крымско-татарского этносов имеют развитую адекватную потребность в этнической идентичности. Другая половина славян вытесняет или не имеет развитой потребности в этнической идентичности; у крымских татар наблюдается наличие двух одинаково выраженных тенденций: отсутствие потребности в этнической идентичности и потребность в превосходстве своей этнической группы и борьбе за ее права.

4. Анализ особенностей межэтнического оценивания и восприятия.

При сравнении двух конфликтных групп - крымско-татарской и славянской, видны различия в причинах и проявлениях конфликтного поведения. В основе конфликтного поведения крымских татар лежит глубинное самоуважение народа, с одной стороны, и нежелание признавать наличие у славян человечности, добродушия и готовности помочь. В основе конфликтного поведения славян лежит недооценка культуры и образованности другого народа и, возможно, некоторая легкомысленность и вспыльчивость. Объединяет эти две группы конфликтный, активный, напористый стиль поведения.

Сравнение двух либеральных групп также показывает наличие разных причин неконфликтного поведения. Крымские татары отвергают конфликты, исходя из широты взглядов, оптимизма и человечности. Славяне - исходя из самокритичности, морали и добродушия.

Конфликтных и либеральных крымских татар, объединяет, в отличие от славян, широкое использование качества, связанных с человечностью, готовностью помочь, красотой и симпатией. Славянам, же, в отличие от крымских татар, свойственно широкое использование качества, связанных самоанализом, самокритичностью, застенчивостью.

Итак, в основе конфликтного поведения славянского и крымско- татарского народов лежат различные причины, связанные с этническими особенностями восприятия и оценки социальной действительности. У конфликтных крымских татар выявлено отрицательное отношение к славянам, заключающееся в недооценке широты русской души, готовности сопереживать, прийти на помощь. У конфликтных славян сложилось неправильное мнение о недостаточном уровне культуры и воспитания у крымских татар, которые на самом деле славятся своими культурными традициями. Понять и осознать свои негативные установки - это значит сделать шаг навстречу друг другу. Еще одна причина конфликтов состоит в особенностях национального характера. С одной стороны- это легкомысленность и вспыльчивость славян, с другой - высокая потребность в уважении у крымских татар. Нужно воспринимать эти особенности просто как присущие другому народу , а не как недостатки и негативные качества. Исследование показало и пути сближения наших народов- это использование таких черт крымско- татарского народа как человечность, понимание, готовность помочь , и таких черт славянских народов как самокритичность, добродушие, общительность. И конечно, главный путь к согласию лежит через духовность, знакомство с культурой и традициями другого народа.

Результаты дальнейших исследований показывают, что у людей с конфликтным типом поведения все качества, с помощью которых они оценивают поведение других людей, сильно связаны между собой и выводы о наличии этих качеств у другого человека логично вытекают один из другого. При оценивании поведение других людей с помощью одного качества, такие люди автоматически оценивают его и по другим качествам. Например, очень сильные связи у конфликтных крымских татар были обнаружены между следующими качествами: умный, добрый, мудрый, щедрый, нравственный любознательный; и между такими качествами как щедрый, любознательный, чтущий традиции нравственный и ответственный. Оценив человека как злого, такие люди будут расценивать его одновременно и как глупого, легкомысленного, скаредного, приспосабливающегося; решив, что человек безалаберный, ему будут автоматически приписывать глупость, злость, легкомысленность, трусость, беспринципность и т. д.

У людей с либеральным поведением эти качества практически не связаны между собой, При оценке других людей они не делают обобщенных выводов, а рассматривают человека по каждому качеству отдельно. Решив, что человек умен, такие люди будут оценивать отдельно его доброту, отдельно решительность, отдельно мудрость и т.д.

Конфликтный тип поведения определяется тем, что мир оценивается как жестко связанный, детерминированный, не допускающий различных толкований. Поэтому путь к либерализации поведения, смягчения конфликтных установок лежит через развитие способности оценивать мир с помощью различных критериев, качеств, понимать мир как многогранный, имеющий множество сторон и проявлений.

Важно также не просто воспитывать нравственные качества, но и формировать их во взаимосвязи с активностью, ответственностью, заботой о будущем. Нужно отмечать, что добродушие, способность к пониманию и сопереживанию не являются синонимами беспринципности и мягкотелости. Исследование показывает, что в первую очередь должны развиваться общечеловеческие нравственные качества, а уже на их основе формироваться национальное самосознание, забота о традициях и идеях определенного народа.

Нас интересовало, как связаны оценочные качества у разных групп.. Если у конфликтных крымских татар основным является блок национального самосознания, отстаивания своих прав, то у либералов ведущими становятся нравственные качества, носящие активный характер и направленность на будущее.

5. Оценка социальных ролей.

Следующим этапом нашего исследования стало выявление отношения представителей этих народов к проявлениям социального поведения людей, т. е. к разным социальным ролям. Для этого мы предложили представителям крымско- татарского и славянского народов оценить с помощью специального метода различные социальные роли.

Специальный анализ позволил выделить основные группы социальных ролей, которые воспринимаются как похожие и близкие по психологическим и поведенческим характеристикам.

Различия между двумя группами славян оказались более значительными, чем между конфликтными и либеральными татарами. Грубое националистическое поведение и либеральные и конфликтные татары расценивают как негативное и приписывают таким людям отрицательные качества, однако конфликтные славяне оценивают их и как принципиальных людей. Конфликтные славяне крайне неодобрительно относятся к близким контактам с другой национальностью (совместным праздникам, соседям, коллегам, браку детей) и предпочитают в общении довольно большую дистанцию или вовсе отказываются от общения. Людей, идущий на контакт с крымскими татарами, либерально настроенных они считают беспринципными, безалаберными и пренебрегающими традициями, что еще раз подтверждает результаты анализа корреляций между психологическими свойствами. В общем, конфликтные славяне предпочитают не вмешиваться в активное противостояние, а просто избегают контактов с другой народностью. Либеральные славяне расценивают поведение конфликтных как несущее черты догматизма, озлобленности, трусости и безответственности. Они предпочитают активное взаимодействие с представителями другой народности, основанное на таких качествах как доброта, мудрость, смелость, щедрость, любознательность, ответственность, добродушие, альтруизм, оптимизм и организованность.

Итак, различия между либеральными и конфликтными крымскими татарами при оценке и интерпретации социальных ролей и поведения не являются существенными и проявляются в более сильном негативном отношении либеральных татар к националистическому поведению. Более существенными являются различия между конфликтными и либеральными славянами. Конфликтные славяне оценивают наиболее положительно поведение, направленное на избегание контактов с представителями другой национальности. Либеральные славяне, напротив, считают такое поведение безответственным и циничным и положительно оценивают любые контакты с крымскими татарами.


back contents fwd