|
|
|
|
При разработке проекта я старалась продумать и составить банк методов и методик, необходимых для исследования особенностей межэтнического взаимодействия. Но в процессе работы над проектом я находила новые методы, модифицировала уже известные, поэтому сфера исследуемых межэтнических феноменов довольно расширилась по сравнению с планируемой. Вообще, исследование меня чрезвычайно увлекло, результаты оказались очень интересными. Проводимой мною работой заинтересовались студенты отделения психологии Симферопольского университета. Они выразили желание участвовать в процессах получения и интерпретации данных, поэтому была создана мастерская прикладной социальной психологии, где под моим руководством сейчас работает около 10 студентов. Широко результаты 1 части исследования представлены в методической разработке "Психодиагностика межэтнических отношений в Крыму" (прилагается к отчету). В связи с ограничением места, здесь будут представлены лишь некоторые выводы, полученные в ходе исследования.
1. Анализ рассказов крымских татар и славян о случаях взаимодействия с представителями другого этноса позволил выявить когнитивные модели межэтнического взаимодействия, оказывающих влияние на оценку и отношение к другому этносу. При сравнении рассказов можно сделать следующие выводы:
2. Анализ стеретипов.
Автостереопипы (представления о своем этносе) у крымских татар развиты гораздо меньше, чем у славян. По сравнению с со славянами, крымские татары в своих представлениях отделяют себя от большинства представителей своего этноса и оценивают их поведение как далекое от идеала.
Славяне в целом оценивают свой народ как общительный, открытый и интеллектуальный (основные стереотипы: остроумный ,общительный, прямолинейный, тактичный, экономный, непринужденный, находчивый, смелый ,любознательный) При этом славяне считают, что в общении они проявляют больше такта и эмоциональности, чем другие славяне, но несколько недооценивают такие свои характеристики как остроумие, смелость и находчивость. По сравнению с идеалом, по мнению славян, типичному представителю их нации недостает развитости качеств, связанных с межличностным общением, и любознательности.
Крымские татары оценивают свой народ, в первую очередь, как обладающий чувством собственного достоинства и проявляющий связанные с этим качества (прямолинейность, пунктуальность, непринужденность). В связи с эти они осуждают многие особенности поведения представителей своего этноса, оправдывая при этом свое аналогичное поведение. Свое поведение крымские татары интерпретируют как осторожное (а не трусливое как в автостереотипе), беззаботное (а не легкомысленное), веселое (а не шумное), покладистое (а не бесхарактерное). Они видят себя более любезными, остроумными, сдержанными, тактичными, и общительными, чем большинство крымских татар.
В целом, автостереотипы являются достаточно адекватными. У славян совпадения автостереотипа и представления о них крымских татар проявляются по 4 качествам: остроумие, тактичность, любознательность и смелость. Совпадений по отрицательным стереотипам нет. У крымских татар есть совпадение только по одному положительному качеству - обладает чувством собственного достоинства, но это качество является стержневым. Есть совпадение и по отрицательному качеству- шумливость. Поэтому, несмотря на наличие негативных тенденций в межэтнических отношениях, существует довольно большая степень взаимопонимания между славянами и крымскими татарами.
Автостереотипы двух этносов совпадают только по двум положительным оценкам: непринужденности и прямолинейности. И хотя объективная и субъективная психологическая дистанция оказываются довольно высокой, существуют пути к взаимопониманию через искреннее, непринужденное общение. По сравнению с гетеростереотипами (представлениями о другом этносе) славян, гетеростереотипы крымских татар носят боле негативную окраску. Славяне имеют следующие стереотипы по поводу крымских татар: осторожность, чувство собственного достоинства , экономность, лицемерие, хитрость, льстивость ,нервные реакции, грубость. По сравнению с идеалом, типичные представители крымских татар оцениваются не высоко, однако связьявляется положительной (0, 08). По мнению славян, крымским татарам не хватает тактичности, любезности, сдержанности, чувствительности, прямолинейности, остроумия и любознательности.
У крымских татар стереотипы по отношению к славянам так же развиты меньше, чем автостереотипы, и носят отрицательную окраску. Положительные гетеростереотипы слабо выражены и связаны с такими качествами как осторожность, остроумие, тактичность, любознательность и смелость. Среди отрицательных гетеростереотипов ведущее место занимает стереотип "относится к окружающим с пренебрежением" , а так же стереотипы "льстивость, шумливость, грубость и жадность".
У представителей обоих этносов качества, наиболее важные в оценке своей национальности, играют ведущую роль и в оценивании другой, приобретая при этом негативную окраску. Эта тенденция ярче выражена у крымских татар: стержневой автостереотип "чувство собственного достоинства" используется для оценки славян, превышая по своему негативному значению остальные отрицательные гетеростереотипы в 4 раза.
В качестве негативных гетеростереотипов представители обоих этносов используют льстивость, шумливость и грубость. Межэтнические отношения воспринимаются как неискренние, негативные, с отсутствием взаимоуважения. Кроме этого, славяне считают крымских татар хитрыми и лицемерными, а крымские татары славян - пренебрежительными и жадными. Эти гетеростереотипы также являются свидетельством недоверия в межэтнических контактах.
Итак, в процессах стереотипизации отражены основные тенденции межэтнических отношений между славянами и крымскими татарами в Крыму. Они носят несколько негативный характер и связаны с отрицанием у другого этноса наиболее высоко оцениваемых характеристик своего этноса. Межэтническим отношениям недостает искренности и взаимоуважения. Однако исследование показало и пути улучшения взаимоотношений. Так, крымские татары адекватно оценивают такие качества славян как остроумие, тактичность, любознательность и смелость, а славяне признают высокую развитость у крымских татар чувства собственного достоинства. Кроме этого, представители обоих этносов оценивают свой народ как характеризующийся непринужденностью и прямолинейностью. Эти положительные стереотипы могут помочь в становлении лучшего взаимопонимания, искреннего общения между народами Крыма.
3.Анализ мотивационно -потребностной сферы.
4. Анализ особенностей межэтнического оценивания и восприятия.
При сравнении двух конфликтных групп - крымско-татарской и славянской, видны различия в причинах и проявлениях конфликтного поведения. В основе конфликтного поведения крымских татар лежит глубинное самоуважение народа, с одной стороны, и нежелание признавать наличие у славян человечности, добродушия и готовности помочь. В основе конфликтного поведения славян лежит недооценка культуры и образованности другого народа и, возможно, некоторая легкомысленность и вспыльчивость. Объединяет эти две группы конфликтный, активный, напористый стиль поведения.
Сравнение двух либеральных групп также показывает наличие разных причин неконфликтного поведения. Крымские татары отвергают конфликты, исходя из широты взглядов, оптимизма и человечности. Славяне - исходя из самокритичности, морали и добродушия.
Конфликтных и либеральных крымских татар, объединяет, в отличие от славян, широкое использование качества, связанных с человечностью, готовностью помочь, красотой и симпатией. Славянам, же, в отличие от крымских татар, свойственно широкое использование качества, связанных самоанализом, самокритичностью, застенчивостью.
Итак, в основе конфликтного поведения славянского и крымско- татарского народов лежат различные причины, связанные с этническими особенностями восприятия и оценки социальной действительности. У конфликтных крымских татар выявлено отрицательное отношение к славянам, заключающееся в недооценке широты русской души, готовности сопереживать, прийти на помощь. У конфликтных славян сложилось неправильное мнение о недостаточном уровне культуры и воспитания у крымских татар, которые на самом деле славятся своими культурными традициями. Понять и осознать свои негативные установки - это значит сделать шаг навстречу друг другу. Еще одна причина конфликтов состоит в особенностях национального характера. С одной стороны- это легкомысленность и вспыльчивость славян, с другой - высокая потребность в уважении у крымских татар. Нужно воспринимать эти особенности просто как присущие другому народу , а не как недостатки и негативные качества. Исследование показало и пути сближения наших народов- это использование таких черт крымско- татарского народа как человечность, понимание, готовность помочь , и таких черт славянских народов как самокритичность, добродушие, общительность. И конечно, главный путь к согласию лежит через духовность, знакомство с культурой и традициями другого народа.
Результаты дальнейших исследований показывают, что у людей с конфликтным типом поведения все качества, с помощью которых они оценивают поведение других людей, сильно связаны между собой и выводы о наличии этих качеств у другого человека логично вытекают один из другого. При оценивании поведение других людей с помощью одного качества, такие люди автоматически оценивают его и по другим качествам. Например, очень сильные связи у конфликтных крымских татар были обнаружены между следующими качествами: умный, добрый, мудрый, щедрый, нравственный любознательный; и между такими качествами как щедрый, любознательный, чтущий традиции нравственный и ответственный. Оценив человека как злого, такие люди будут расценивать его одновременно и как глупого, легкомысленного, скаредного, приспосабливающегося; решив, что человек безалаберный, ему будут автоматически приписывать глупость, злость, легкомысленность, трусость, беспринципность и т. д.
У людей с либеральным поведением эти качества практически не связаны между собой, При оценке других людей они не делают обобщенных выводов, а рассматривают человека по каждому качеству отдельно. Решив, что человек умен, такие люди будут оценивать отдельно его доброту, отдельно решительность, отдельно мудрость и т.д.
Конфликтный тип поведения определяется тем, что мир оценивается как жестко связанный, детерминированный, не допускающий различных толкований. Поэтому путь к либерализации поведения, смягчения конфликтных установок лежит через развитие способности оценивать мир с помощью различных критериев, качеств, понимать мир как многогранный, имеющий множество сторон и проявлений.
Важно также не просто воспитывать нравственные качества, но и формировать их во взаимосвязи с активностью, ответственностью, заботой о будущем. Нужно отмечать, что добродушие, способность к пониманию и сопереживанию не являются синонимами беспринципности и мягкотелости. Исследование показывает, что в первую очередь должны развиваться общечеловеческие нравственные качества, а уже на их основе формироваться национальное самосознание, забота о традициях и идеях определенного народа.
Нас интересовало, как связаны оценочные качества у разных групп.. Если у конфликтных крымских татар основным является блок национального самосознания, отстаивания своих прав, то у либералов ведущими становятся нравственные качества, носящие активный характер и направленность на будущее.
5. Оценка социальных ролей.
Следующим этапом нашего исследования стало выявление отношения представителей этих народов к проявлениям социального поведения людей, т. е. к разным социальным ролям. Для этого мы предложили представителям крымско- татарского и славянского народов оценить с помощью специального метода различные социальные роли.
Специальный анализ позволил выделить основные группы социальных ролей, которые воспринимаются как похожие и близкие по психологическим и поведенческим характеристикам.
Различия между двумя группами славян оказались более значительными, чем между конфликтными и либеральными татарами. Грубое националистическое поведение и либеральные и конфликтные татары расценивают как негативное и приписывают таким людям отрицательные качества, однако конфликтные славяне оценивают их и как принципиальных людей. Конфликтные славяне крайне неодобрительно относятся к близким контактам с другой национальностью (совместным праздникам, соседям, коллегам, браку детей) и предпочитают в общении довольно большую дистанцию или вовсе отказываются от общения. Людей, идущий на контакт с крымскими татарами, либерально настроенных они считают беспринципными, безалаберными и пренебрегающими традициями, что еще раз подтверждает результаты анализа корреляций между психологическими свойствами. В общем, конфликтные славяне предпочитают не вмешиваться в активное противостояние, а просто избегают контактов с другой народностью. Либеральные славяне расценивают поведение конфликтных как несущее черты догматизма, озлобленности, трусости и безответственности. Они предпочитают активное взаимодействие с представителями другой народности, основанное на таких качествах как доброта, мудрость, смелость, щедрость, любознательность, ответственность, добродушие, альтруизм, оптимизм и организованность.
Итак, различия между либеральными и конфликтными крымскими татарами при оценке и интерпретации социальных ролей и поведения не являются существенными и проявляются в более сильном негативном отношении либеральных татар к националистическому поведению. Более существенными являются различия между конфликтными и либеральными славянами. Конфликтные славяне оценивают наиболее положительно поведение, направленное на избегание контактов с представителями другой национальности. Либеральные славяне, напротив, считают такое поведение безответственным и циничным и положительно оценивают любые контакты с крымскими татарами.