Logo
Интернет-журнал программ обмена для ученых-исследователей и актуальные вопросы современности KOI
WIN
DOS




Дмитрий БАЛУЕВ

НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И СОВРЕМЕННЫЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ





Данная статья основывается на большей по объему работе автора. Эта работа (наряду с другими статьями Д.Балуева, посвященным международным отношениями) доступна в электронном виде по адресу http://www.kis.ru/~dbalu
Часть материалов для данной статьи была собрана в ходе работы автора в Виллановском университете (США) в рамках программы обменов, администрируемой АЙРЕКСом. Часть материалов была приобретена при поддержке Московского Общественного Научного Фонда. Ни одна из этих организаций не несет ответственности за содержание статьи.

Рассмотрение такого вопроса, как роль новых информационных технологий в современных международных отношениях актуально как с теоретической, так и с практической точек зрения. Все шире применяющиеся информационные технологии кардинальным образом меняют повседневную жизнь миллионов людей. Они привносят изменения не только во внутреннюю политику самых разных по уровню развития стран мира, но и в отношения между этими странами, в роль, которую играют в мировой системе международные организации, общественные движения, финансовые группы, преступные организации и отдельные лица. Меняется сам предмет теории международных отношений. Теоретическое осмысление современных международных отношений без учета роли новых информационных технологий становится просто невозможным. Подобные качественные изменения находят отражение в процессе выработки внешнеполитических решений. Сейчас аналитик, работающий с конкретными внешнеполитическими проблемами, сталкивается с последствиями информационной революции не только при изучении того или иного явления международной жизни. Информационные технологии меняют сам труд исследователя-международника. Осознание природы этих изменений - необходимая предпосылка для решения практически любой прикладной задачи.

Несмотря на все несомненную актуальность темы, круг отечественной литературы, посвященной этому кругу вопросов, довольно ограничен. В какой то мере восполнить данный пробел и призвана предлагаемая статья. Ее цель - рассмотрение роли новых информационных технологий в современных международных отношениях. Для достижения такой цели необходимо выполнить две основные задачи. Во-первых, следует рассмотреть влияние новых информационных технологий на современные международные отношения (включая изменение роли государства в международных отношениях и изменение в формах международного конфликта). Во-вторых, требуется ясно осознать, какие изменения новые информационные технологии вносят в процесс исследования международных отношений.

Данная статья является отражением результатов первого этапа большого исследовательского проекта по влиянию информационной революции на международные отношения. Конечно, во многом она скорее ставит вопросы, чем дает на них ответы. В настоящее время идет подготовка (поиск финансирования и организаций, заинтересованных в результатах исследования) к началу следующего этапа проекта, в ходе которого должны исследоваться возможные стратегии использования новых внешнеполитических инструментов как ведущими государствами, так и негосударственными объединениями.

ИНФОРМАЦИОННАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И СОВРЕМЕННЫЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

В наше время информация в основной своей массе является продуктом данных, собранных электронными сенсорами. Электронные средства связи расширили зону, в которой можно своевременно обмениваться информацией. Программное обеспечение для обработки данных и аппаратная часть также развивались быстрыми темпами.

Интернет создал беспрецедентную потребность в постоянном и быстром обмене информацией в военном, правительственном и частном секторах. Информационные сети, соединенные в Интернет постоянно обрабатывают частную, деловую и военную информацию.

Подобные качественные изменения в процессах сбора данных, их переработки в информацию и распространении этой информации и составляют основу так называемой информационной революции.

Информация сейчас является стратегическим ресурсом, который должен управляться эффективно для того, чтобы достичь превосходства. В силу того, что информация играет такую ключевую роль, любое действие, предпринятое в информационной сфере, может иметь последствия для физической области (материалы, персонал, финансы) и для области абстракций (система убеждений).

Технологии информационной эпохи делают окружение, в котором ведутся боевые действия, более динамичным и непредсказуемым. Это делает национальные экономики более чувствительными к глобальному развитию, повышает культурное и политическое сознание части мирового населения и подпитывает радикальные движения, которые подталкивают мировую фрагментацию и дестабилизацию. Технологии информационной эры могут представить результаты военных действий (малых или больших) глобальной аудитории почти немедленно. Образы войны и мира - реальные или созданные - могут влиять на национальную волю и общественное мнение еще до того как аудитория проверит их аутентичность. Парадоксально, что поток информации в реальном времени налагает на сбор разведывательной информации еще большую потребность2.

Информационные технологии и роль государства

Уже начала возникать новая экономика, основывающаяся на информационных службах. Эта новая экономика разрушает иерархию промышленного мира. Поздняя промышленная эпоха - олигархическая смесь корпоративно-бюрократических обществ. Власть нынешней элиты основывается на системе плебисцитарной демократии, которая строго ограничивает общественное участие, выборы и знание. Крупные корпорации - как частные, так и государственные - которые и составляют правящую сеть нашего времени, должны контролировать информацию, чтобы держать систему в стабильности. Скоро все это изменится.

Информационная революция существенно снизила, если не полностью устранила способность правительств контролировать информацию, получаемую населением. Наличие информационной технологии является столь важным фактором, что тот, кто использует эту технологию, должен также смириться с огромными социальными изменениями. Тот же, кто отвергает эту технологию, сталкивается с риском физического уничтожения.

Интернет стал очень популярным источником информации и каналом связи. Он показал, как трудно осуществлять контроль над информацией. Содержание печатных средств СМИ и телевидения гораздо легче контролировать - количество продуктов ограничено, а аудитория пассивна - в Интернете же каждый является и потребителем, и производителем.

Информационная революция меняет облик институтов. Она устраняет иерархии, распыляет и перераспределяет власть (часто в сторону меньших элементов), пересекает и перекраивает границы, расширяет горизонты времени и пространства. Информационная революция усиливает важность сетей (например, социальной или коммуникационной). Она дает возможность различным и удаленным действующим лицам связываться, консультироваться, координировать друг с другом действия на больших расстояниях и с лучшей информацией, чем до того. Информационная революция будет являться причиной сдвигов в путях конфликта между обществами и методах военных действий - конфликты на уровне общества и боевые действия в области управления и контроля на военном уровне. Оба типа связаны с информацией, они также лишь формы войны за знания общества или военных о себе и противниках.

Информационная технология является "великим уравнителем" для государств, как в мирное время, так и во время войны. Эта технология не знает государственных границ и распространяется по всему миру. Многие компоненты и системы доступны на международном рынке. Информационная революция создала окружение, в котором государственный суверенитет подвергается пересмотру. Поэтому конфликт между государствами и негосударственными объединениями столь же вероятен, как и конфликт между двумя государствами.

Новые формы международного конфликта

При рассмотрении возможных форм конфликтов следует помнить, что военная мысль состоит из совокупности теорий, подходов, взглядов и парадигм, которые принадлежат к конкретной эпохе, обществу или лицу. Военная теория связана с историческим наблюдением и систематическим изучением организации, стратегий, тактик, техник и процедур от античности до наших дней. Она является средством образования как для военных, так и для политиков. Она также дает основу для выработки доктрины, которая в свою очередь создает общую философию и практику для разрешения проблем в реальном мире (либо посредством боевых действий, либо другими способами). Короче говоря, доктрина - общепринятый канон3.

Как писали в своей нашумевшей работе "Война и антивойна" Алвин и Хейди Тофлеры, "путь ведения войны отражает методы укрепления благосостояния - путь ведения анти-войны должен отражать пути ведения войны"4. Соответственно история войн может быть разделена на три больших периода (или, по терминологии авторов, волны), соответствующих истории развития человеческих цивилизаций: аграрный, промышленный и информационный. В соответствии с моделью Тофлеров, будущие войны для цивилизаций третьей волны должны принимать форму информационных войн. Часто думают, что информационная война - это война, основывающаяся на совершенных системах связи, доступу к космосу, и процессу принятия решений в реальном времени5. На самом деле, простое применение подобных технологических новшеств - это новый путь ведения старых боевых действий. Это война информационной эпохи, а не информационная война. Борьба за информацию отличается от борьбы за территорию или природные ресурсы. Финансово-промышленные группы и даже государства, которые борются за информацию, будут значительно отличаться от тех, которые воевали за материальные ресурсы. Сама природа информации должна влиять на политику правительства, устанавливать ограничения на государственный суверенитет 6. Постоянное совершенствование и защита информационных средств являются предпосылкой для выживания обществ "третьей волны".

С древнейших времен враги вели войны в пяти измерениях - политическом, социальном, технологическом, операционном и в области снабжения - которые связаны с четырьмя элементами национальной мощи - политическим, социально-психологическим, военным и экономическим. Игнорирование даже одного из них может привести к катастрофическому поражению. Политическое измерение состоит из политических целей и политики как процесса. Политические цели всегда направляли войны, хотя и не всегда до конца последовательно. Социальное измерение - воззрения и обязательства людей - также остается важным. Технология воздействует на каждое измерение и на все уровни войны. Она взаимодействует с культурой и событиями во времени и пространстве и оказывает воздействие на продолжительность, природу и результаты конфликта7. Операционное измерение связано с ведением войны. Оно состоит в основном из попыток доминировать на поле боя и разрушить вражескую волю сражаться.

Последней доминирующей операционной концепцией прединформационной эпохи была концепция последовательных операций, когда в бой постепенно (эшелонами) вводились все новые и новые резервы, и победа зависела от наличия этих резервов и правильного выбора момента для их использования. Однако уже к середине 1980-х годов способность наносить удары одновременно на всем протяжении поля боя сделала последовательные операции устаревшими. Боевые действия в будущем включат в себя множество задач и множество одновременных действий, проводимых на огромных территориях. Появляющиеся информационные технологии предлагают мощные возможности для помощи лицу, принимающему решения, но они же имеют множество ограничений и уязвимы. С точки зрения инженерии каждое новое поколение систем для управления и контроля более сложно, чем предшествующее. Хотя пользователи и признают и принимают эту сложность, они требуют устройств, которыми просто пользоваться.

Мы видим, что революция в военном деле сделала необходимым рассматривать еще и информационное измерение. Однако мы не должны рассматривать информацию как физическое измерение (как территорию, воздух или море). Информационное превосходство не работает так же как превосходство в воздухе8. Ведение боевых действий в новых условиях требует и совершенной новой парадигмы. Ее основные положения могут быть сведены к следующему:

Соперничество (или боевые действия) в рамках подобной парадигмы вероятнее всего способны принять форму информационной войны, которая означает конфликт, связанный с информацией на стратегическом уровне между государствами или обществами. Она может быть направлена на общественное или элитное внимание. Она может включать дипломатию, пропаганду и психологические кампании, политическую и культурную подрывную работу, введение ложных данных в местные СМИ, проникновение в информационные сети и базы данных, продвижение оппозиционных или диссидентских движений посредством компьютерных сетей. Главными целями являются те общественные и экономические области, доступ к которым достаточно легок. Информационная война может вестись правительством против незаконных групп или организаций, вовлеченных в терроризм, распространение оружия массового поражения или транспортировку наркотиков. Или наоборот, она может вестись против политики конкретного правительства приверженцами групп и движений, связанных, например, с вопросами охраны окружающей среды, гражданских прав, или религиозными вопросами. Некоторые движения все в большей степени используют организацию трансграничных сетей и коалиций и используют современные технологии информации и связи для укрепления своих позиций. Это вполне может оказаться сценой нового идеологического конфликта, где информационная война будет его главной характеристикой.

Один из факторов информационной войны - необходимость знать архитектуру и параметры вражеской системы. Сторона, которая лучше понимает мотивацию, структуру и цели врага, лучше подготовлена к конфликту. Понимание вражеской культуры и использования информационных систем в его обществе остается важным.

Глобальная информационная война отличается от компьютерных преступлений тем, что она предполагает враждебные действия со стороны противника - будь то частное лицо, конкурирующая организация или враждебное государство - в борьбе за гегемонию на рынке или политической арене10. У.Швартау, автор книги "Информационная война: Хаос на электронном суперхайвэе" определил информационную войну как "электронный конфликт, в котором информация является стратегическим активом, достойным завоевания или уничтожения"11.

Пожалуй, ближе всего к информационным войнам подошла война в Заливе. Однако, несмотря на достаточно широкое использование микропроцессорной техники, эта война все же еще не являлась полностью информационной. Информационные технологии использовались лишь как "умножители силы" обычных вооружений.

Однако информационная война шире, чем просто военное измерение. Она гораздо шире, чем боевые действия в области управления и контроля. В основном набор целей для информационной войны не будет набором военных целей. "Информационная война - электронный конфликт, в котором информация является стратегическим активом, достойным завоевания или уничтожения. Компьютеры и другие коммуникационные и информационные системы будут являться целями для первого удара и одновременно оружием в новой войне"12.

В широкой перспективе информационная война ведется во многих измерениях. Она является государственной стратегией, которая задействует все рычаги национальной мощи для создания преимуществ на стратегическом уровне. Она является больше чем просто применением информационных технологий для увеличения эффективности современных инструментов войны. Она представляет собой действия, необходимые для того, чтобы парализовать не только системы военного управления и контроля противника, но и его политическую и финансовую системы.

На основе уже проведенных (к сожалению, в США, а не в России) исследований можно выделить несколько основных черт информационной войны13.

Во-первых, ведение информационной войны достаточно дешево. В отличие от традиционных военных технологий, технологии информационные не требуют столь уж больших капиталовложений и обязательной государственной поддержки. Наличие компьютерных экспертов и доступ к сетям могут быть единственными предпосылками для создания и использования "информационного оружия". В прошлом для ведения войны требовались все ресурсы государства. Сегодня каждый со сравнительно недорогостоящим оборудованием и небольшим количеством технического понимания может причинить значительные и дорогостоящие разрушения. Технические возможности, требуемые для информационной атаки настолько незначительны по сравнению с ценностью самой информации, являющейся объектом атаки, что угроза является достаточно реальной. Например, в начале 1994 года 16 летний британский хакер и другой злоумышленник, чья национальность не была установлена, проникли в информационную систему военной лаборатории ВВС США в Риме, Нью Джерси. По сообщению Генерального счетного управления злоумышленники после своего проникновения, были способны копировать критическую информацию и получили возможность атаковать системы других правительственных агентств, включая Центр НАСА в Годаре, базу ВВС Райт-Патерсон, некоторых оборонных подрядчиков и организации частного сектора14. Объединенная комиссия по безопасности характеризовала американскую уязвимость перед лицом информационной войны как "главный вызов в области безопасности этого десятилетия и, возможно, следующего века"15. Некоторые говорят о том, что информационная война уже идет.

Во-вторых, стираются традиционные различия между общественными и частными интересами, между военными действиями и преступным поведением. Стираются признанные межгосударственные границы. В-третьих, индустриально развитые государства являются наиболее уязвимыми перед лицом информационных атак. Например, Соединенные Штаты являются наиболее развитой, но и одновременно наиболее уязвимой в информационной области страной.

В России проблемы информационной уязвимости возникли сравнительно недавно. Результатом этого является отсутствие опыта их разрешения.

Немаловажно и то, что "боевые действия" в информационной области могут иметь много фронтов. Понятие информационной войны уже не ограничивается чисто военной сферой. Информационная война может угрожать, например, экономике страны. Хотя банки и стараются держать факты несанкционированного проникновения в свои информационные системы в секрете, эксперты по компьютерной безопасности полагают, что каждый год в Европе и Соединенных Штатах имеет место около 36 случаев проникновения в банковские компьютеры с кражей более чем 1 млн. долл. в каждом случае16. Реально же оценить схожие показатели для России вообще не представляется возможным.

Атаки могут происходить на физическом, логическом и семантическом уровнях.

На физическом уровне происходит физическое разрушение аппаратных средств. На логическом уровне объект атаки - программные продукты. Цель атаки на семантическом уровне - влияние на доверие, которое пользователи оказывают информационным системам и сетям, чтобы повлиять на их оценку информации, содержащуюся там. Этот тип является еще одной разновидностью того, что называется психологическими операциями.

Важно также помнить, что революционность войны определяется не революционным вооружением, так же как война за статус кво не определяется старым оружием. Войну изменило вовсе не появление нового оружия, а Большие изменения в повседневной жизни - жизни людей в обществе. Новые предметы обыденной жизни - это то, что привнесло революцию в военное дело. Революционная война - осознание идентичности. Поэтому следующий противник - не большая страна типа Китая и не маленькая, динамично развивающаяся типа Сингапура. Следующий противник как место на карте еще не существует. Он сначала должен быть создан. И вместе с ним возникнет его самосознание. Голландия стала угрозой Испании Габсбургов только тогда, когда она стала Голландией. Превосходящие вооружения - не угроза, они просто способ выиграть. Поэтому всякая гегемоническая держава статус кво, стремящаяся к стабильности, должна искать следующего противника в тех сообществах, которые борются за политическую свободу, или в тех движениях, которые отвергают легитимность существующей мировой системы.

НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Говоря о влиянии новых информационных технологий на процесс исследования международных отношений, следует обратить внимание на две стороны вопроса: фундаментальные теоретические исследования и исследования прикладные.

В фундаментальных исследованиях по теории международных отношений появление этих технологий ведет с одной стороны к изменению самого предмета исследования, то есть самих международных отношений. Меняется роль государства, подвергаются пересмотру старые модели суверенитета, разрабатываются новые концепции безопасности. Разумеется, все это не облегчает жизнь теоретикам международных отношений, требуя от них своевременного теоретического осмысления фундаментальных изменений, происходящих в мировой системе. С другой стороны информационные технологии предоставляют теоретикам множество новых и достаточно мощных исследовательских инструментов. Прежде всего, это связано со все более широким применением количественных методов исследования. Однако их применением дело не ограничивается. Существующие сейчас системы позволяют отдельным исследователям осуществлять моделирование процессов, для которого еще десять-двадцать лет назад требовались усилия целых институтов. Подобное моделирование при правильной организации исследовательского процесса способно на порядок сократить время, необходимое для каждой стадии исследования, от генерирования гипотезы до ее проверки. Таким образом, несмотря на то, что новые технологии оказывают определенное влияние на труд исследователей занятых в теории международных отношений, говорить о революционных изменениях в этой области пока еще рано.

Гораздо заметнее изменения, которые новые информационные технологии внесли в труд аналитиков, занимающихся прикладными проблемами. Прежде всего, объем информации, доступной им, возрос в десятки, а то и в сотни раз. Причем речь идет лишь об информации, действительно относящейся к предмету исследования, игнорирование которой может сделать результаты анализа некорректными. Хотя сам доступ ко всей этой информации большей частью возможен, он далеко не всегда бесплатен (многие данные предоставляются только на коммерческой основе) и требует затрат на коммуникационное оборудование. Сам анализ подобного объема информации (время на который при большинстве прикладных исследований ограничено) также требует специального оборудования, программного обеспечения и труда многих достаточно квалифицированных специалистов самых разных специальностей (не всегда напрямую связанных с международными отношениями). В случае если исследование не являлось заказным, необходимо достаточно широкое распространение его результатов. В этой области потенциальные возможности, предоставляемые новыми информационными технологиями также велики. Однако и здесь зачастую требуются довольно значительные ресурсы.

Таким образом, можно говорить о том, что время аналитиков-одиночек в области прикладных международных исследований уходит в прошлое. Сейчас проводить подобные исследования способны лишь коллективы, обладающие соответствующей материальной базой. Причем даже в рамках нынешней российской ВУЗовской системы в условиях недостатка финансирования создание подобных коллективов и обеспечение условий для проведения исследования того или иного вопроса чаще всего невозможно. Прикладные международные исследования будут становиться уделом различных правительственных агентств и в еще большей степени - аналитических подразделений различных финансово-промышленных и так называемых финансово-информационных групп.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Всякая система принятия внешнеполитических решений является информационной системой. Информация используется в таких системах для того, чтобы предоставлять основу, на которой строятся оценки ситуации и принимаются решения. Системы принятия внешнеполитических решений, как и все информационные системы, действуют либо в так называемой глобальной информационной среде, либо в национальной информационной среде. Причем, эти среды вследствие технологических изменений постоянно подвергаются трансформации.

Качественные изменения в процессах сбора данных, их переработки в информацию и распространении этой информации и составляют основу так называемой информационной революции. Эта революция уже создала окружение, в котором государственный суверенитет и роль государств в современных международных отношениях подвергаются пересмотру. Поэтому конфликт между государствами и негосударственными объединениями столь же вероятен, как и конфликт между двумя государствами. Этот конфликт вполне может принимать форму так называемой информационной войны.

Информационная война является многоплановым и сложным явлением. Она может вестись не только в чисто военной сфере, но и затрагивать гражданские отрасли. Естественно, изменение характера угроз, вызванное возможностью ведения информационных войн, не может не влиять и на политику в области национальной безопасности России.

Россия находится в особо уязвимой позиции перед лицом разворачивающейся информационной революции. С одной стороны, Россия в ближайшем будущем, возможно, будет вынуждена противостоять угрозам с юга и востока со стороны государств, самопровозглашенных квазигосударственных образований и негосударственных объединений, многие из которых сами не могут быть целями для информационных атак. С другой стороны, они вполне могут использовать информационные технологии для нанесения достаточно ощутимого урона России, информационная система которой, хотя и не является достаточно развитой для противостояния передовым государствам, жизненно необходима для функционирования экономики страны и для успешного ведения ей боевых действий.

Однако перед некоторыми из ее потенциальных противников Россия все еще обладает преимуществом в информационной сфере. Использование этого преимущества вполне может сбалансировать относительную слабость в других сферах и служить важным дополнением к давлению по дипломатическим каналам.

Очевидно, что для противостояния угрозам в информационной сфере и использования относительного преимущества над некоторыми из потенциальных противников необходима четкая концепция информационной безопасности и долгосрочная государственная политика по созданию ее материальной базы.

Важной предпосылкой для подобной политики является осознание коренных изменений, которые информационная революция принесла в процесс исследования международных отношений. Особенно велики эти изменения в области прикладных международных исследований. По сути дела речь идет о пересмотре самого подхода к проведению подобных работ. В новых условиях можно говорить и о значительном сужении круга организаций, которые могут решать прикладные задачи в области международных исследований.


  1. Данная статья основывается на большей по объему работе автора. Эта работа (наряду с другими статьями Д.Балуева, посвященным международным отношениями) доступна в электронном виде по адресу http://www.kis.ru/~dbalu
  2. Anulio J. Echevarria. "Dynamic Inter-Dimensionality: A Revolution in Military Theory" JFQ Spring, 1997, 30.
  3. Ibidem.
  4. Toffler, Alvin and Heidi, War and Anti-War: Survival at the Dawn of the 21st Century. New York: Little, Brown and Company, 1993, 3.
  5. Jensen, Owen E. "Information Warfare: Principles of Third-Wave War", Airpower Journal, Winter, 1994, 36.
  6. Wriston, Walter, The Twilight of Sovereignty. New York: Scribner's, 1992, 20.
  7. Anulio J. Echevarria.Op.cit., 31.
  8. Ibid., 32.
  9. Ibid., 34.
  10. Richard Power. Current and Future Danger: A CSI Primer on Computer Crime and Information Warfare. San Francisco: Computer Security Institute, 1995.
  11. Winn Schwartau. Information Warfare: Chaos on the Electronic Superhighway. New York: Thunder's Mouth Press, 1994, 13.
  12. Ibidem.
  13. R.Molander, et.al. Strategic Information Warfare: A New Face of War. RAND, 1995.
  14. Jane's Intelligence Review, August 1, 1997.
  15. "Onward Cyber Soldiers", Time, 21 August 1995, 40.
  16. См.: R.Hundley and R.Anderson. Security in Cyberspace: An Emerging Challenge for Society, 1994.

back contents fwd