Бурятский государственный университет - университет нового типа
Л. П. Ковалева CI 1996-97
Бурятия - одна из республик, расположенных в Восточно-Сибирской части России. Население Бурятии этнически различно (около 100 наций и национальностей), поэтому Улан-Уде, столица республики, считается интернациональным центром исследований, развития и образования. В сфере образования в республике используются разные методы, но основными типами являются государственные и негосударственные образовательные учреждения. В число государственных ВУЗов входят Бурятский государственный университет, Восточно-Сибирский Технологический университет, Восточно-Сибирская Академия культуры и искусства и Бурятская сельскохозяйственная Академия.
Демократические и экономические реформы в России, академические свободы, появление гражданского общества позволили открыть на основе Бурятского педагогического университета, открывшегося в 1930 году как филиал Новосибирского государственного университета, новый ВУЗ - Бурятский государственный университет.
В 1995 году указом Президента России было принято решение о развитии республики. Сейчас в ней обучаются около 7000 студентов и 1500 сотрудников в трех институтах, 14 школах и департаментах, предлагающих обучение по 35 специальностям.
Бурятский государственный университет несомненно стал одним из наиболее значительных ВУЗов Бурятии. Один из наиболее важных демократических принципов - это постоянное наблюдение за состоянием дел в сфере высшего образования. В ней не может быть места дискриминации на почве различия пола, рас, религии, этнических групп или физического бессилия. Признавая, что образование - основа нации, БГУ строго соблюдает эти принципы; особенно в настоящий момент, когда экономическая ситуация а России сделала невозможным получение высшего образования широкому слою населения..
Второй важный принцип - это свобода выбора, которая постепенно возникла в новом демократическом обществе. Это особенно важно в сфере высшего образования, когда молодые люди выбирают место учебы среди многочисленных предложений ВУЗов с их разнообразием программ, курсов, специальностей и т.п. БГУ развивается и в этом направлении; открыты новые факультеты и школы, такие как Юридическая школа, Медицинская школа, факультет социальной работы, факультет экономики и менеджмента, психологический факультет, планируется открыть новые специальности, необходимые республике.
Свобода выбора поддерживает другую свободу - свободу обмена идеями и открытого диалога между студентами и факультетами, студентами и студентами и т.д. В открытом диалоге они узнают точку зрения государства, высказывают свою позицию.
Следующий принцип состоит в том, что каждая школа и факультет университета, так же как и университет в целом, имеют свою собственную концепцию и цели развития, разрабатывают и модернизируют учебные планы. В советской образовательной системе учебные планы были едины, т.к. разрабатывались, утверждались и предлагались для всех образовательных учреждений Министерством образования СССР. В постсоветской образовательной системе России школам и факультетам предоставляется свобода в части составления учебных планов, которые утверждаются после согласования с учебным советом университета. Введен и новый элемент, такой как разрешение включать в учебные планы региональные компоненты, которые особенно важны в такой многоэтнической республике, как Бурятия.
Администрация БГУ состоит из Президента и пяти вице-президентов. Они управляют работой факультетов, учебного совета, вспомогательного персонала и студенческого совета. И следующий принцип состоит как раз в понимании важности и значении их совместной работы. Грант, который мне предоставило USIA, дал мне отличный шанс изучить все аспекты жизни американских университетов, особенно вопросы финансирования, которые очень важны для сегодняшней экономической ситуации в России. Полученные знания помогли в разработке стратегии развития БГУ, новых образовательных учреждений в республике Бурятия.
|